Хор

14Хор Храма Сретения создавался постепенно, по мере увеличения пополняясь новыми певчими. Покуда Храм еще не был построен, богослужения проходили во временном помещении, хор был небольшой – квартет. Возглавляла его регент Галина Волкова. Впоследствии регентом хора стала Валентина Русакова, возглавляющая его и до сего времени. Хор состоит из профессиональных певцов с хорошей музыкальной подготовкой и большим опытом пения в храме. Их имена: Ольга Дудченко, Алексей Конюхов, Анастасия Черепанова, Ольга Праздничных, Дмитрий Мызников, Матвей Бутиков, Наталья Леконцева, Сергей Белоусов и другие. Направленность нашего хора- обеспечение богослужебных потребностей храма Сретения, поддержание и развитие петербургской традиции церковного пения.

Пение – неразрывная составная часть богослужения. Традиция музыкального сопровождения богослужебных текстов известна с ветхозаветных времен, когда использовалось не только пение, но и игра на различных музыкальных инструментах, о чем сохранились упоминания в Библии. Испокон веков хор участвует в службе, символизируя уста христианской общины, молитвенно сослужащие священнику на земле. И в то же время – хор по-церковнославянски – “лик”, прообраз пения ангелов, сослужащих Христу на небе. В первые века христианства храмовое пение было общенародным, впоследствии эта традиция была частично утрачена. Появились специально поставленные чтецы и певцы, задача которых была и остается – максимально донести до прихожан слова богослужебных текстов. Вторая задача богослужебного пения- пробудить душу человека на молитву. Святитель Иоанн Златоуст писал: “Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма.”

Хор храма Сретения Господня СПб – Архангельский. Милость мира №4 + Рахманинов. Тебе поем

Церковь неразрывно существует во времени, и каждый век, каждая эпоха приносит в нее свои дополнения, особенно касательно эстетических форм, в том числе и выразительного музыкального языка. Лучшие образцы этих форм проходят проверку временем на подлинность, что-то постепенно отмирает или видоизменяется, а что-то остается и живет в веках. Традиции места играют не последнюю роль в музыкальных формах богослужебного пения. Санкт-Петербург, будучи некогда столицей Российской империи, собрал в себе колоссальные творческие силы – в том числе и лучших композиторов, сложивших славу мировой музыкальной культуры: Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Глинки, Рахманинова и многих других. Как истинно русские люди с православными корнями, они не смогли остаться равнодушными к духовно-музыкальному наследию Древней Руси, в том числе и к Знаменному распеву, и к народному творчеству. Они изучали и творчески перерабатывали эти материалы, с одной целью – открыть их миру, привнося при этом ноты своей неповторимой гениальности. Существовала и отдельная плеяда композиторов, писавших свои произведения в основном для Церкви – авторы, хорошо известные и любимые в России и, к сожалению, еще не до конца известные мировому музыкальному сообществу.

В Санкт-Петербурге несколько крупных музыкальных учебных заведений мирового уровня, с давними традициями, их выпускники постоянно пополняют в том числе и церковные хоры, задавая высокую профессиональную планку. В подборе репертуара церковного хора необходимо тонко сочетать мелодичность и красоту песнопений с смысловой глубиной текста, содержащегося в них. Пение в церкви должно быть лишено ложной эмоциональности, внутренняя сдержанность и непременное уважение к Слову составляет основу исполнительской манеры церковного хора.

Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви.